ПРОБЛЕМЫ, О КОТОРЫХ ГОВОРИТ «ЩЕГОЛ»

12 сентября в российском кинопрокате вышла экранизация романа Донны Тартт «Щегол». Сегодня мы, вместо разбора плюсов и минусов работы, предлагаем обсудить проблемы, которые были освещены в кинокартине.

1. Детская наркомания

Согласитесь, эта тема достаточно редко транслируется в фильмах, ориентированных на массового зрителя. Намного чаще в кинолентах или сериалах с наркозависимостью сталкиваются подростки от 16 лет («Хороший мальчик», «Эйфория», «Молокососы»). Здесь же мы прослеживаем путь совсем еще юных героев, которые невероятным образом (с точки зрения здравого смысла) смогли стать взрослыми.

Чтобы ярче раскрыть этот вопрос, режиссер практически детально показывает процесс употребления веществ. Нам кажется, что даже знаменитый «Реквием по мечте» хоть и ужасно нагнетает драматизм, но при этом показывает совсем иную сторону действий. В «Щегле» подобные сцены не имеют отрицательную эмоциональную окраску. Вероятно, именно из-за этого рейтинг фильма 18+. Ведь нужно быть психологически-зрелым, чтобы понимать, грубо говоря, что «так нельзя делать».

Подобная тема не заявлена как первостепенная проблема главных героев, она скорее является следствием и способом бегства из жестокой реальности. На самом деле, главный персонаж Тео (Оакс Фегли/ Энсел Эльгорт) и его друг Борис (Финн Вулфхард/ Анейрин Барнард) не стараются избавиться от зависимости, но при этом внимательный зритель заметит в этом некую трагедию.

2. Утрата родителей

Стоит сказать, что сиротами в той или иной степени становятся все дети, которые присутствуют в фильме. Обстоятельства всегда разные, но при этом переживания героев можно назвать схожими. Показательно, что по-настоящему близкими для Тео становятся такие же дети, оставшиеся без родителей.

История Пиппы (Эйми Лоуренс/ Эшли Каммингс), первой любви Тео, остается неполностью рассказанной в фильме. Зритель только узнает, что единственная родственница девочки — ее тетя. Борис лишился матери еще в глубоком детстве: женщина страдала алкоголизмом и выпала из окна, а отец, буквально, сбегает от него.

Подобная ситуация происходит и с отцом Тео — пытаясь, уехать от денежных проблем, он попадает в аварию и умирает. Даже то время, когда мальчик жил с отцом и его подругой Ксандрой (Сара Полсон), сложно назвать семейной жизнью. Единственное зачем бывшему актеру и пьянице в завязке (не совсем удачной) нужен был сын — его наследство, которое оставила мать.

Смерть же матери становится эпицентром жизни героя. Она погибает во время взрыва в музее «Метрополитен» и это во многом влияет на становление персонажа.

3. Последствия катастрофы

Теракт, произошедший в музее Нью-Йорка, кажется очень злободневным и реалистичным. Однако этот взрыв и дальнейшая история картины «Щегла» является вымыслом Донны Тартт, который режиссер Джон Краули ловко воплощает на широком экране.

В какой-то момент Тео начинает считать себя виновником произошедшего, как и Пиппа, приведшая с собой на выставку дядю, который не смог пережить эту катастрофу.

В фильме неоднократно показывают кошмары, преследующие главного героя спустя многие годы. Такие моменты иллюстрируют переживания персонажа после потрясения, изменения в его характере, желание «сбежать» от всех проблем.

Примечательна проведенная работа для съемок сцены взрыва. Учитывая степень разрушений, которые должны были бы произойти в результате взрыва, было невозможно снимать такие интерьеры музея в самом «Метрополитене». Поэтому создатели воссоздали несколько смежных залов музея в помещении огромного склада в Йонкерсе, который часто используют для съемок фильмов.

4. Сложные любовные переживания

Критики часто говорят, что фильм «Щегол» можно назвать «бук-трейлером» романа, во многом из-за отсутствия некоторых сцен, связанных с любовными переживаниями персонажа.

Вероятно, если бы кинокартина рассказывала обо всех нюансах, то шла бы не два с половиной часа, а в несколько раз больше. Однако из того, что уже снято зритель может увидеть моменты сомнения, смущения и влюбленности Тео.

Пиппа привлекла внимание героя за считанные минуты до взрыва и тоже стала элементом той спокойной жизни «до». Он достаточно много приводит вместе с ней времени в детстве, но снова встречая ее уже взрослым, Тео понимает, что те чувства не прошли.

Китси, девочка из семьи, где какое-то время «после» жил мальчик, становится невестой Тео, совершенно неожиданно для зрителя. При этом любовь героя также останется невзаимной, а потом и вовсе как будто пропадет из его чувств.

Не стоит забывать о Борисе, который был просто близким другом в глазах невнимательного зрителя. Некоторые из кинозала были по-настоящему удивлены их совместной сцене с поцелуем. Хотя даже мы, те кто не читал роман, сожалеем об упущенных милых моментах с этим персонажем, отсутствие которых ощущалась сюжетной дырой в повествовании.

5. Отношение человека и искусства

Наравне с Тео главным героем фильма можно считать картину «Щегол» (1654) кисти Карела Фабрициуса. Удивительно то, как обыгрывается судьба мальчика и произведения искусства. По историческим событиям «Щеглу» удалось пережить взрыв в квартире художника, где сам Фабрициус погиб. Но Донна Тартт дает свое продолжение этой истории, когда картина снова выходит целой и невредимой из второго взрыва, обретая новый дом.

Одной из причин, по которой Тео забрал «Щегла» с собой, стало желание не оставлять брошенной вещь, связанную с его матерью. Долгое время картина в прямом смысле дает герою успокоение и тепло, которое ему могла бы дать мама. Он бережно к ней относится, не распаковывает, обнимает. Достаточно яркий и символичный образ.

«Не только катастрофы и забвение следовали за этой картиной сквозь века — но и любовь. И пока она бессмертна (а она бессмертна), есть и во мне крохотная, яркая частица этого бессмертия» — говорит Тео в своем монологе, обращенному к читателю в одном из эпизодов книги.

Мы не ставим себе задачу защищать или наоборот критиковать фильм, потому что с этой целью справились более компонентные люди (26% на Rotten Tomatoes). Однако мы считаем важным, что указанные выше проблемы нашли отражение в киноискусстве.

Текст: Анастасия Арсентьева

Фото: Кадры из фильма «Щегол» и Kinopoisk.ru

Add a Comment

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *