РОДСТВЕННЫЕ СВЯЗИ С РОБОТОМ ИЛИ, О ЧЕМ НА САМОМ ДЕЛЕ «Я — МАТЬ»?

11 сентября в кинотеатре им. А. С. Пушкина прошел показ фильма «Я — мать», который стал завершающим на главном конкурсе II Международного кинофестиваля «Предчувствие». Вы посмотрели кинокартину, но ничего не поняли? Давайте разбираться.

Дебютная работа австралийского режиссера Гранта Спьютора выполнена в жанре драмы с элементами научной фантастики. В оригинале она известна как «I Am Mother» (2019 год), однако для российского проката название попытались изменить на «Дитя робота». При этом стоит отметить, что в программе кинофестиваля этот фильм прописан просто и лаконично: «Я — мать». Собственно, в самом названии и заключается главная разгадка фильма, поэтому несомненно приятно, что организаторы «Предчувствия», не только впервые для Челябинска показали эту кинокартину на широком экране, но и сохранили важные детали.

«Я — мать» рассказывает об еще одном из возможных сценариев на будущее Земли, который большую часть фильма остается загадкой для зрителя. Что стало с планетой, если робот Мать занимается выращиванием детей из эмбрионов? Где остальные люди, живы ли они? Что находится за пределами бункера, где живут Мать и Дочь?

С момента неизвестной катастрофы проходит ровно 38 лет (13 870 дней), и жизнь юной Дочери начинает стремительно меняться. Все свое сознательное существование девушка жила с понимаем того, что дроид Мать охраняет ее от зараженного мира, где можно легко погибнуть. Однако встреча внутри бункера с обычной серой мышью утверждает обратное — не вся природа мертва. Чуть позже, пока Мать перезагружается, Дочь обнаруживает у стен «дома» живую, но раненную Женщину.

После этого и начинается основной внутренний конфликт героини: кому верить роботу Матери или живому существу? По итогу долгих размышлений Дочь принимает решение сбежать с Женщиной, мечтая встретить других людей. Однако все оказывается совсем иначе, потому Женщина — последняя из выживших за стенами бункера.

Стоит пояснить, что судьба Женщины прямым текстом не рассказана в фильме, однако внимательный зритель может заметить некоторые детали. Что если Женщина была самой первой выращенной дочерью, но смогла сбежать на свободу? По внешности героине как раз можно дать 38 лет, поэтому эта мысль не безосновательна.

Если ни Женщина, ни Дочь не знают, что произошло с Землей, то может быть знает Мать? В конце робот объясняет девушке, что главная цель ее программы не только в том, чтобы вырастить новое человечество, но и улучшить его. Сделать человека лучшей версией себя. Для этого сначала пришлось истребить голодом всех, кто жил до этого и только потом начать пытаться моделировать новых. Правда, когда и в сознании «новых людей» были замечены сбои, их уничтожали и повторяли весь процесс воспитания с самого начала.

В финальном эпизоде Дочь убивает Мать, но только потому, что робот сам позволил это сделать. Мать поняла, что ее воспитанница готова стать преемницей идей совершенной программы.

Все основные смыслы скрываются за приятным визуальным оформлением. Несмотря на то, что большая часть событий ленты происходит в замкнутом пространстве глаз не устает от однотипных планов и кадров, потому что снято весьма профессионально.

Фильм «Я — мать» поднимает этический вопрос, как может измениться судьба человечества, если всем на Земле начнут управлять машины, роботы и безупречные механизмы? Работа Гранта Спьютора служит неким предостережением для всего современного общества, но, чтобы понять это нужно очень внимательно отнестись к просмотру кинокартины.

Сможет ли эта кинокартина победить в главном конкурсе «Предчувствия», станет известно уже сегодня вечером на закрытии кинофестиваля.

Текст: Анастасия Арсентьева

Фото: Кадры из фильма «Я — мать»

Add a Comment

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *