УНЕСЕННЫЕ ВЕТРОМ: СЕКРЕТ УСПЕХА ФИЛЬМА ЧЕРЕЗ ВЕКА
1939 год был назван «величайшим годом в истории кинематографа», так как именно в этом году было выпущено большое количество легендарных фильмов. Премьера экранизации романа Маргарет Митчелл «Унесенные ветром» состоялась как раз 15 декабря 1939 года в городе Атланта, штат Джорджия. Чем именно полюбился этот фильм миллионам зрителей, как на самом деле сложилась судьба актеров и почему даже сегодня экранизацию можно назвать культовой?

Все как будто сразу знали, что фильм «Унесенные ветром» войдет в историю кинематографа, поэтому губернатор штата Джорджия в честь премьеры объявил этот день нерабочим, а кинотеатр Loew’s Grand Theatre был декорирован как старинный особняк династии О’Хара, где над входом висела фотография Кларка Гейбла и Вивьен Ли.
Мало кто знает, но именно эта кинолента является первым цветным фильмом в мире. Эта технология стала доступнее и легче к 70-м годам, и только к этому времени утвердился цвет, но кинофильм «Унесенные ветром» задолго до этого стал цветным.
Операторы снимали его системой Technicolor, которая подразумевала съемку на три синхронных черно-белых негатива сквозь красный, синий и зеленый светофильтры. На получение цвета таким способом уходило колоссальное количество пленки, но оно того стоило. Зрители восторгались красотой нарядов Скарлетт и реальностью панорамных съемок.

Автор романа, Маргарет Митчелл, отказалась принимать какое-либо участие в постановке фильма, поэтому сценарий переписывался множество раз, и финальным автором сценария стал Сидней Ховард. Первым режиссёром, работавшим над фильмом, был Джордж Кьюкор, однако, он был уволен почти сразу после начала съёмок; далее пост режиссёра занял Виктор Флеминг, которого на некоторое время заменил Сэм Вуд.
Одной из ключевых проблем со время съёмок фильма стал подбор главных героев. Поиски актрисы на роль Скарлетт продолжались около двух лет, поэтому было рассмотрено около 1400 кандидаток, из которых только 400 удалось пройти начальные пробы. В итоге, после продолжительного времени, актеры, как я считаю, подобраны замечательно.
Роль Кэти-Скарлетт О’Хара исполнила актриса-легенда с трагической судьбой – Вивьен Ли. К моменту утверждения на роль, помимо Ли, 90 известных актрис прошло пробы (среди которых были Джоан Кроуфорд, Полет Годар, Кэтрин Хепберн), но режиссер ни в одной не увидел будущую Скарлетт.

До этого Вивьен снималась только в рекламе сигарет и сыграла на сцене всего несколько ролей, но несмотря на это ее утвердили на роль. При этом ее английское происхождение скрывалось – было совершенно неизвестно, как отреагируют американцы, узнав, что их национальную героиню будет играть иностранка, да к тому же совершенно неизвестная. Поэтому говорили об ее англо-индийском, ирландском, французском происхождении, лишь бы завуалировать правду, и представляли как «миссис Ли Холман, жену лондонского адвоката». Также делались немногословные и туманные ссылки на ее «последнюю работу в кино».
При первой встрече режиссера картины Джорджа Кьюкора поразил быстрый британский говор девушки – он вполне мог создать впечатление темпераментной южной речи. Но Сэлзник засомневался – осилит ли она за такой короткий срок южный акцент. Работоспособность англичанки превзошла все ожидания. Уже через несколько дней интонации Скарлетт-Вивьен «звенели» насмешливым презрением и «бледнели» от негодования.
Она выделялась дотошностью, стальной непреклонностью и доверием к режиссеру Кьюкору, который до этого, как и она, работал в театре. Он умел раскрыть творческий потенциал и индивидуальность актрис, с которыми работал.
Кьюкор сразу разглядел ее красоту, изящество движений и фотогеничность глаз. Но больше всего его поразило сходство актрисы с героиней в сочетании аристократизма и грубоватости. Вивьен представлялась ему как леди, однако, стоя рядом с ним в элегантной шляпе и перчатках, могла преспокойно чертыхнуться самым неподобающим для леди образом.

Феномен необычайной популярности Вивьен Ли объясняется сочетанием сильного характера, ошеломляющей красоты, романтики и таланта точного перевоплощения актрисы.
Вивьен Ли стала обладательницей премии «Оскар» за роль Скарлетт О’Хара, тем не менее ей самой часто казалось, что полному успеху мешала её необычайная красота и именно из-за неё Ли не воспринимали как серьёзную актрису. Её скрупулёзное отношение к каждой роли закрепило за ней амплуа капризной и своенравной актрисы, с которой трудно работать.
Но самым главным препятствием для успешного развития карьеры стало слабое здоровье девушки, она с молодости страдала нервными срывами. Из-за болезни её карьера сменялась периодами подъема и спада. Позже здоровье актрисы еще больше ослабил туберкулез.

Также одна из ярких ролей принадлежит Кларку Гейблу, который оказался идеальным кандидатом на роль Ретта Батлера, поэтому был утвержден на нее практически сразу. Среди других кандидатов на эту роль рассматривались такие звезды, как: Роналд Коулман, Гэри Купер, Фрэдрик Марч, Бэзил Рэтбоун. Одна из ключевых звезд американского кино Гэри Купер отказался от роли Ретта Батлера, заявив, что «Унесённые ветром» станут величайшим провалом в истории Голливуда.
Если Вивьен Ли работала по 16 часов в день, то Гейбл покидал съемочную площадку ровно в шесть вечера. «Прямо как клерк в юридической консультации!» – вспылила однажды Вивьен Ли. За эти слова Гейбл мстил ей, каждый раз, перед съемками любовных сцен, наедаясь чеснока или лука.

Поэтому продюсер напрасно опасался, что знаменитый голливудский ловелас закрутит роман с Вивьен Ли, что могло плохо сказаться на съемках. Тем более, что актриса в тот момент была слишком увлечена Лоуренсом Оливье, а актер – актрисой Кэрол Ломбард.

Хотя я считаю, что это очень качественный и интересный фильм, но при этом он не совсем совершенный. К недостаткам можно отнести поспешность и стилистическую непоследовательность (особенно это становится заметно, когда распадается брак Ретта и Скарлетт). Большая часть была сделана последним из трех главных режиссеров фильма, Сэмом Вудом, чья работа не соответствует работе Виктора Флеминга (заявленный режиссер) или Джорджа Кьюкора (которого Флеминг заменил через две недели после начала съемок). Однако Кьюкор придал фильму тонкость и глубину, Флеминг дал ему силы и тепла, а Вуд – холодный, традиционный опыт.
Цензоры дали фильму «Унесенные ветром» право на демонстрацию, лишь в некоторых кинотеатрах и в ограниченное время. Охарактеризовав это таким образом: «низкие моральные устои главных персонажей, разлагающий пример деградации общества, сцены насилия и чрезмерной похотливости».
Однако фильм получил 10 премий «Оскар» (две из которых почетные) и был номинирован еще на пять. Важно отметить, что Хэтти МакДэниэл, сыгравшая няньку-служанку, стала первой чернокожей актрисой, получившей премию «Оскар». По иронии судьбы, она даже не смогла попасть на премьеру фильма. В то время законы штата не позволяли темнокожим людям посещать общественные заведения. Интересно, что на эту роль претендовала повариха президента США Франклина Рузвельта Лиззи МакДаффи.

В заключение можно сказать, что фильм «Унесенные ветром» нечто большее, чем просто фильм. «Унесенные ветром» – одна из немногих экранизаций, которые могут гордиться великолепным качеством, бесподобной игрой и подборкой киноактеров. Этот фильм подвергался различным экспериментам со стороны компаний, дорогостоящими технологиями, по улучшению освещения, звука, цвета. Каждый новый релиз фильма превосходит все ожидания. Прошло более полвека со дня выпуска этого фильма, а он до сих пор пленяет зрителей и бесспорно останется бессмертным творением и гордостью Голливудского кино.
Текст: Анастасия Арсентьева
Фото: Кинопоиск